Цикл «Дети военных лет»: Евгения Николаевна Юрчикова

Мы продолжаем вас знакомить с прихожанами Успенского Собора в Екатеринбурге и начинаем в годовщину победы в Великой Отечественной войне цикл «Дети военных лет». Нашей героине – Евгении Николаевне Юрчиковой – 82 года! Активная по жизни, строгая в обучении. Очень добрый отзывчивый человек. Если она может что-то сделать - сделает, причём, с удовольствием. Подруги называют ее «моторчиком» и «заводилой».

Евгения Николаевна Юрчикова (фото Успенского Собора)

Евгения Николаевна бодра сама и бодрит своей поддержкой и заботой близких, соседей, откликается на просьбы о помощи для храма. Источник радости, вдохновения и жизнелюбия она находит в пении. Со студенческих лет и до сих пор - артистка хора ветеранов и выпускников Уральского государственного университета (ныне Уральского федерального университета), участница приходского хора Собора Успения Пресвятой Богородицы.

ДЕТИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Родилась Евгения Николаевна в 1938 году в селе Черноусово, недалеко от уральской столицы. Девочка была вторым ребенком в семье, брат Аркадий старше ее на 12 лет. Маленькой Жене исполнилось восемь месяцев, когда родители переехали в Свердловск. Жили на углу улиц Восточная-Тверитина. Отец и мать устроились работать на ткацкую фабрику, она тогда располагалась недалеко от их дома - около парка Маяковского.

Фото из семейного архива: маленькой Жене 3,5 года

Когда началась война, отец, Николай Иванович Фролов, поехал учиться в Саратов на младшего командира. А потом ушел добровольцем на фронт. «В доме была котельная, благодаря которой мы и пережили войну. Особенно трудно было в 41-ом. Отец уехал, дотации не было. Втроем мы жили на мамину зарплату. А еще из своего заработка мама умудрялась делать взносы в пользу фронта: приобретала облигации номиналом 1%, 3%. Половина ее зарплаты уходила на эти цели. Появились хлебные, крупяные карточки. Масло подсолнечное было редкостью. За мукой, крупой приходилось выстаивать длинные очереди - писали номерки на руках», - вспоминает Евгения Николаевна.

Во время войны девочку водили в детский сад интернатовского типа, он располагался в парке Маяковского. Норма хлеба для неработающего тогда составляла 200 грамм, для работающего - 400. «Кусочек хлеба, который выдавали в детском саду, просвечивал насквозь. Каша без молока, без масла. Пост был постоянно (улыбается). В субботу меня забирали на выходные домой, и я спрашивала: «Мам, а ты меня досыта накормишь?» - продолжает наша героиня.

Фото из семейного архива: Евгения с мамой Анной Васильевной Дъяконовой

После окончания военных курсов Николаю Ивановичу дали звание младшего лейтенанта. Его семью прикрепили к офицерской столовой, питаться стали лучше. Женина мама трудилась, содержала семью и, как могла, заботилась о фронтовиках - Анна Васильевна Дъяконова регулярно отправляла посылки Неизвестному солдату. Туда входил набор почтовых открыток и химический карандаш, чтобы защитники могли писать близким с фронта. Анна Васильевна шила кисеты, наполняла их махоркой, вязала варежки, носки. Это все укладывалось в посылку, и обязательно мать и дети писали письмо Неизвестному солдату.

Из Саратова Жениного отца сразу отправили защищать Москву. Бои шли страшные. От дивизии, в которой служил Николай Иванович, в живых остались считанные единицы: «Их тогда фотограф у памятника панфиловцам запечатлел. А потом папа принимал участие в параде в октябре 1941 года в Москве (его провели, чтобы показать немецким оккупантам, что народ стойко борется за свою страну. Папа писал: «Смотрите в хронике парад. Самый высокий с винтовкой наперевес - это я». Пехота прошла маршем по площади в белых маскировочных халатах с винтовками наперевес… И прямиком на фронт.

Дивизию, в которой служил отец, заново сформировали и отправили под Смоленск. Там папа и погиб - 1 декабря 1942 года. Мы получили похоронку и письмо от папиного друга: «Он вел роту в атаку, ротного убили. (Папа был комиссаром, а в роте были молодые 18-летние ребята, которые и пороха-то не нюхали. Их нужно было поднять из окопа на шквальный огонь. Ростом папа был под два метра). Встал в рост окопа и скомандовал: «За Родину, за Сталина!». Ему снаряд в голову попал. Смерть наступила мгновенно», - с болью в голосе рассказывает Евгения Николаевна.

Фото из семейного архива: мама Анна Васильевна, крайняя слева

Горечь утраты вдова и Женина бабушка несли в церковь. Молиться за усопшего ходили в Ивановскую и Михайловскую церкви - они единственные тогда работали в Свердловске. Еще девочка на всю жизнь запомнила красивые иконы и старинные книги в бабушкином доме. Образы святителя Николая Чудотворца, Господа, Богородицы.

После потери кормильца жили на мамину зарплату. Женя очень сильно болела. С пяти лет ей диагностировали туберкулез легких. Девочку регулярно направляли в санатории и санаторные садики. Один из таких в военные годы располагался в здании на современной улице Б.Ельцина, здесь же был развернут военный госпиталь: «Мы подходили к раненым, беседовали с ними, стихи читали, песни пели: «Синенький скромный платочек». В школу Женя отправилась в 1946 году. Поездки по санаториям не прекращались, от болезней девочка падала в обмороки.

Удивительная встреча произошла на фабрике, где трудилась Анна Васильевна. Во время войны в здание возле парка Маяковского эвакуировали Оптико-механический завод, а фабрику разместили в закрытом Свято-Троицком соборе. Дочь зашла как-то на работу к матери, увидела фрески и поразилась: «Что это?». Мама объяснила, что здесь раньше была церковь.

Фото из семейного архива: брат Аркадий

Брат Евгении Аркадий Семенович Дъяконов во время войны учился в летной школе, а потом уехал в Чкалов (Оренбург) и там продолжил обучение в летном училище. Окончил его в звании младшего лейтенанта. Служил в мирных войсках - в дивизии Василия Сталина. В родные края вернулся, когда началось сокращение армии.

Евгения Николаевна вспоминает курьезный случай послевоенных лет: «Брат присылал нам от своего пайка большие банки американской тушенки. Одну такую банку мама хранила в укромном месте к приезду Аркадия. Мы жили в двухкомнатной коммуналке. В одной комнате - мы с мамой, в другой - большая семья: папа, мама и четверо детей. Питались они значительно скромнее нас. Двое из соседских детей были моего возраста, я их всегда приглашала к себе, накрывала на стол, угощала их. Мама потом спрашивала: «Откуда столько посуды?», а я ей: «Одна тарелка с завтрака, другая - с обеда…». А потом мы нашли тушенку, открыли ее, поедим и обратно ставим. Так за несколько раз и съели всё. Мама расстроилась, когда узнала».

А ПЕСЕН - ВСЕГДА МИЛЛИОН. ЧТОБ ТОЛЬКО О ДРУЖБЕ В НИХ ПЕЛОСЬ

После школы Евгения поступила на биологический факультет в УрГУ (заочно-вечернее отделение) и устроилась на оптико-механический завод - полировала линзы («Маме надо было помогать!»). На третьем курсе девушка перевелась на очное отделение. Радостное событие стало поводом для написания стихов («Писала немного, когда сильно захватывало!»):

Как манны небесной ожидала известия

И вот оно, гип-гип-ура!

Я 100% студенткой стала,

Я счастлива, я радости полна!

Во мне бушует чувств огромных пламя,

Меня несет какая-то волна,

Хочу я радость разделить с друзьями,

Сбылась моя мечта.

С будущим мужем девушка познакомилась в студенческие годы. Вячеслав работал лаборантом на кафедре физики и был художником-оформителем в студенческом клубе - карикатуры рисовал. Евгению заинтересовало, кто же исполнитель этих работ. Познакомила их подруга - представила друг другу в столовой. Ну, а первая их встреча состоялась в клубе, молодые люди начали дружить. На четвертом курсе студентам объявили, что в деревнях не хватает учителей, их отправили по сельским школам. Евгения отработала одну четверть в селе Пирогово Каменск-Уральского района, вернулась в Свердловск, окончила университет. А потом по распределению попала в Арамиль учителем биологии и химии. В ту же школу проводить уроки рисования из Свердловска приезжал и Вячеслав. Одновременно молодой человек обучался на вечерних художественных курсах. Вячеслав и Евгения поженились, у них родился сын Вячеслав, семья перебралась в Свердловск.

Фото из семейного архива: муж Вячеслав

Вся трудовая жизнь Евгении Николаевны связана с преподаванием. Работала в Химико-техническом техникуме завода РТИ, возглавляла рабфак сначала Лесотехнического, а потом Горного института, обучала биологии и химии студентов Монтажного техникума. Двадцать лет посвятила воспитанникам средней школы №121. Помимо основной программы активно включалась в общественную деятельность учебного заведения: выступала в составе школьного коллектива учителей на знаковых мероприятиях, вела кружок охраны природы «Берегиня»: «Ребята занимали первые места на городских соревнованиях. Мы измеряли радиоактивный фон, регистрировали, сколько машин проходит по определенным улицам. Исследования снега проводили в лаборатории. Сейчас моих учеников и их родителей в храме встречаю. Радуюсь».

Все эти годы она была предана своему любимому увлечению. Пела в составе хора ветеранов и сотрудников Уральского государственного университета. В хор она поступила в 1961 году, будучи студенткой («Была мечта попасть в хор!»). Тем более, что это был один из сильнейших коллективов города.

Настроение и порыв, с которыми шли в хор, красочно описала одна из его участниц, подруга Евгении Людмила Кузьмина: «От свалившегося на мою девичью голову тяжкого гранита наук (химия, физика, высшая математика…) в какой-то момент моя душа возопила словами, адекватными модному ныне призыву: «Не дай себе засохнуть!». Несмотря на мое полуголодное студенческое житье (стипендия очень уж маленькая!), душа моя стремилась не к материальному, а к высокому - хотела петь». Своим бескомпромиссным творческим кредо хористов поддерживал обаятельный дирижер Вадим Борисович Серебровский: «Я не знаю, какими учеными и специалистами станете вы в избранной профессии, но петь профессионально должны уже сейчас!».

Акафист в храме Успения Пресвятой Богородицы

С тех пор и до сегодняшнего дня Евгения Николаевна Юрчикова выступает в составе хора выпускников и сотрудников университета: «Жили всегда дружно, выезжали на гастроли, вместе отдыхали - занимались спортом, туризмом, устраивали веселые «капустники». Это такой источник радости, вдохновения и жизнелюбия! Это интересно, это же подъем. И больные, и хромые приходят, поют и чувствуют себя лучше. Хорошее настроение, хорошее общение». В составе университетского хора Евгения Николаевна участвовала в благотворительных концертах - в госпитале ветеранов ВОВ, для прихода Собора Успения в центре культуры и искусств «Верх-Исетский».

ПОСТОЯННАЯ ПРИХОЖАНКА

– Были мы с преподавателями школы в туристической поездке. В Санкт-Петербурге в Александро-Невскую лавру зашли. Меня заинтересовали тогда Царские врата. Не знала, что это такое. Подошла к женщине с вопросом. А она мне: «Вы купите Закон Божий, там все узнаете». Пошла в лавку. Командировочных мало. Ну, думаю, детям, внукам все равно пригодится. Подают мне Закон Божий и на меня такая волна снизошла! Это такое чудо! Я такого никогда не испытывала. Своих коллег тормошу: «Идите, купите, почувствуйте!». С тех пор в храм помаленьку стала ходить. А когда потеряла первого сына - нужно же было за него молиться, читать сорокоуст, тогда стала постоянно ходить. Открыли Собор Успения Пресвятой Богородицы в нашем Верх-Исетском районе. Мы начинали молиться еще в полуподвальном помещении, в палатке. Батюшка шутил: «В катакомбы ходим». Стала постоянной прихожанкой.

Приходской хор Успенского Собора (2019 год)

Почту отправить, овощи почистить - как позовут, Евгения Николаевна старается откликаться. Посещает приходской хор. Рассказывает о православии близким и соседям. После таких бесед соседка Марья Ивановна с девятого этажа и подруга с мужем покрестились. «Оповещаю, что когда происходит по церковному календарю. Подруга Альбина Владимировна, с которой в техникуме работала, сейчас не может без поддержки ходить. Сопровождаю ее, когда она собирается в храм. Иконы привозят - вместе ходим на поклонение, за святой водой», - добавляет наша героиня.

Открытая и очень радостная

Совместные послушания, приходские события и праздники помогли Евгении Николаевне обрести новых друзей. Им всегда есть о чем поговорить, поделиться друг с другом, посочувствовать, порадоваться. А недавно батюшка благословил Евгению Николаевну проводить зарядку для прихожан-пенсионеров («Уговорили!»).

«В гости, в сад приглашает. Активная по жизни, строгая в обучении («Чтобы понимали»). Она биологом в школе работала. Очень добрый отзывчивый человек. В подъезде кому-то помогает из соседей - если надо, в магазин сходит. Если она может что-то сделать, она делает, причём, с удовольствием. Спросила меня как-то: «Любишь песни?». Отвечаю: «Люблю!». Пригласила меня и наших прихожан на концерт своего хора университетского. Репетиции у них в хоре каждую неделю. Она у них как «моторчик», заводила», - рассказывает о подруге прихожанка нашего храма Людмила Степановна.

Благодарим Евгению Николаевну за душевный рассказ, интересные фото и теплый прием! Желаем крепкого здоровья, бодрости и многая благая лета!

Записала Светлана Казакова

Подробнее узнать о жизни пожилых прихожанах Успенского Собора:

Виктор Николаевич Естехин

Виктор Никифорович Кононов

Светлана Павловна Зеленская

Элла Федоровна Песигина

Леонила Васильевна Полуяхтова

Матушка Пелагея Омельчук