Регент Евгения Оханова: на пути к познанию себя


Отличница, скрипачка, жена и мама двоих детей. В юности ее главной мечтой было просто петь в храме. Сейчас она – регент праздничного богослужебного хора в Успенском Соборе Екатеринбурга. И ее вдохновляет творить музыку, которая способна настроить прихожан на молитву. Евгения Оханова рассказала о шагах к исполнению своей мечты и людях, которые были рядом и поддерживали ее. Представляем вам нового героя приходского проекта «Наши люди».
Караганда. Семья – родители, Женя и два старших брата Дмитрий и Иннокентий, 1992 г.


В ПОИСКАХ СВОЕГО ХРАМА

Эта мечта осознавалась постепенно. Первые проблески стали появляться после крещения, когда Евгении было 16 лет: «Это был мой выбор. Было стремление ходить в храм, причащаться. Я ничего не понимала, но мне это надо было». Тогда же она стала обращать внимание, что однокурсники по музыкальному училищу поют в храме. Прошло время, она переехала из маленького городка в Казахстане в Екатеринбург, поступила в консерваторию и начала поиски СВОЕГО храма.
Камерный театр. Квартет «Камертон», 2005 г.


Работать устроилась по специальности – скрипачкой в камерный театр. Играла, и этого ей было достаточно. Но однажды она услышала, как ее подруга из театрального квартета поет авторские песни, и впервые загорелась желанием петь, переживать музыку через слова. Евгения даже прослушивалась в Ново-Тихвинском монастыре, но учиться петь богослужебные тексты ей посчастливилось позднее.
12 июня 2003 года. Этот день сохранился в памяти Евгении как дата прихода на клирос. Прошло две недели после окончания консерватории, когда она получила приглашение от регента приходского хора храма целителя Пантелеимона на Сибирском тракте матушки Ольги Попиченко: «Приходите петь, нам певчих не хватает».

Певчие храма целителя Пантелеимона, Евгения слева на фото, 2004 г.

– Это было настоящее наслаждение. Мне очень нравилась служба, было интересно. Очень много непонятного, но при этом руки никогда не опускались. Хотелось что-то узнать. А еще наши регенты постоянно уходили в декрет, и певчим приходилось самим руководить службой. Кто первым приходил на клирос, тот поднимал руку и начинал. Тогда у меня впервые возникли мысли, что мне нравится все это – выбирать репертуар, динамику, темп. И нравится, когда получается, – вспоминает Евгения Оханова.
РЕГЕНТ ПО ЖРЕБИЮ
Ему доверился нынешний настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы, а тогда священник Свято-Пантелеимоновского храма отец Евгений Попиченко при выборе кандидатуры из нескольких певчих с музыкальным образованием. «Прошло много времени. Сейчас регент для меня куда более емкое звание, нежели как я его понимала тогда. Это не просто человек, который может выйти, взмахнуть рукой и запеть. Конечно, знаний мне тогда категорически не хватало», – признается Евгения.

С матушкой Ольгой Попиченко на Великопостном концерте, 2018 г.


Здорово, когда рядом есть люди, которые подают пример. Таким человеком для Евгении была матушка Ольга Попиченко: «Я всегда восхищалась ее знаниями, регентским путем, рассказами о богослужебных текстах». Понимание, что есть люди, которые знают больше меня, подстегивает учиться дальше.
Большое внимание нужно уделять каждому певчему в хоре. Каждый приходит со своими настроениями. Бывает тяжело кому-то или кого-то с нами нет, он заболел. В такой момент мы воздыхаем о том человеке и возвращаем свое внимание с технических моментов пения на молитву.

Великопостный концерт в Успенском Соборе, 2019 г.


«Настраиваться на молитву, как говорят на клиросе, – это одно из самых сложных дел. Потому что расстроенное пение сразу слышит весь приход, – делится Евгения. – Еще важно донести смысл текста. И от того, как я это музыкально показываю хору, как певчие это доносят, зависит, насколько прихожане находятся в теме службы, понимают, о чем поется».
НА ЧТО СПОСОБНА ДРУЖБА
История о том, как в жизни Евгении появилась гитара, необычная. Тогда она работала в театре, играла на скрипке в квартете. В какой-то момент ее подруга Ольга, тоже скрипачка, поставила ультиматум: ей тяжело «тащить» гитаристов в музыкальной школе и, если Евгения не «разгрузит» ее, взяв на себя часть ее учеников, Ольга вынуждена будет уйти из квартета. Пришлось рискнуть.
Евгения Оханова (слева) с подругой Ольгой Платоновой (справа) в составе театра песни «Апрель», 2006 г.


Молодые преподавательницы дерзнули на нововведение и наполовину разбавили программу инструментальной классической гитары занятиями авторской песни. Сейчас таких программ в музыкальной школе уже нет. А тогда подруги «плавали» на волне вдохновения – создавали коллективы, выступали.
Новый виток развития тема игры на гитаре получила несколько лет назад в Соборе Успения. Как сотрудница храма и мама дочери-подростка она поехала воспитателем на смену проекта «За други своя». А там – костер каждый вечер, песни под гитару. На тот момент наработанного репертуара, конечно, не было, но сыграть с листа было несложно. И после этой смены она получила приглашение стать постоянным участников экспедиции и учить детей игре на гитаре в течение всего года.
КРУЖОК ГИТАРИСТОВ
– Дети пришли с разной подготовкой. В тот момент я не знала, что делать. Первые полгода, честно говоря, я через «не хочу» проводила занятия. А потом увидела у детей первый результат и почувствовала отдачу, и было так радостно! Девочки на приходском концерте спели под гитару песню «Алые паруса» на одном дыхании. И какой пошел поток людских восхищений!

Девочки-гитаристки исполняют песню «Алые паруса»


Песня-то простая, без гитарных сложностей, а девчонки сотворили чудо - создали такой настрой, я поняла – детям это надо, им это нравится. У меня стали появляться интересные идеи инструментальной музыки. Ведь совсем разные эффекты получаются, когда человек для себя играет или когда все вместе для кого-то. Это мне еще и в школе нравилось, я всегда очень любила ансамбли. Исполнение ансамбля – это единое, общее дело, это всегда интересно», – рассказывает Евгения.
В работе с детьми приходскому учителю гитары приходится решать как творческие, так и духовные задачи и благодаря этому самой развиваться. Как оказалось, ребята не знакомы с классическим репертуаром, на котором выросло поколение Евгении. Например, не все слышали песни Бременских музыкантов.
С настоятелем Успенского собора отцом Евгением Попиченко. Поздравление с окончанием регентского отделения семинарии, 2018 г.


– Мои ребята хотят петь современные песни, и это понятно. А я их не знаю. А когда узнаю, мне они категорически не нравятся. И тут для меня начинается увлекательная работа – я выискиваю интересные компромиссные темы. В этом своим примером меня многому научил наш настоятель отец Евгений. Найти произведение, в котором есть красота и гениальность, когда каждый для себя может свою глубину открыть», – отмечает Евгения Оханова.
Творческое вдохновение и стремление учиться новому и идти вперед


В Соборе Успения за музыкальным навыком и творческим вдохновением к Евгении обращаются и взрослые. Просто приходят и говорят: «Вот он я. Мне хочется заняться чем-то помимо работы». И садятся за гитару. Кстати, в кружке для взрослых появился барабанщик. «Мне самой даже приходится иногда дома заниматься, чтобы догонять своих учеников. Вернее нарабатывать опыт, чтобы помогать им дальше раскрываться», – улыбается наша собеседница.
ГЛАВНАЯ МОЛИТВА – О МУЖЕ
С супругом Сергеем Евгения познакомилась в театральной среде, еще до своего воцерковления. И муж первым обратил внимание на происходящие перемены в супруге.
– Мы жили совсем другой жизнью – с вечеринками, всегда в кругу друзей. И тут я начинаю воцерковляться. Помню, мы разговаривали об этом. Слава Богу, Сергей никогда не был против храма. В семье, как и в духовной жизни, все очень просто, но при этом очень сложно выполнимо. Я знала, что нельзя человека заставлять, нельзя приходить домой в плохом настроении, особенно из храма. Нельзя упрекать, противопоставлять себя мужу в церковном: «Вот ты не правильно делаешь, я правильно делаю. Дети, делайте, как я».

Муж Сергей в спектакле «Сын полка», 2010 г.

Был период, когда я тащила мужа на службу. Моя главная молитва в жизни, я честно скажу, выстраивалась благодаря таким ситуациям. Я даже детям говорила: «Давайте, будем просить, чтобы папа был в храме». Мы так и формулировали молитву. И однажды наш папа пришел... работать в храм охранником. Стал много читать, на исповедь сходил несколько раз причастился. Меня это очень обнадежило, а потом я поняла: во мне-то ничего не поменялось! Я заставила механически всему произойти. А сама осталась с теми же проблемами в семейной жизни, недовольствами.
Рождественский праздник, ведущие Сергей и Настя Охановы, 2015 г.


Сейчас я поменяла свое отношение: пусть идет, как идет. Я молюсь. Моя главная молитва– о муже. Господь же лучше нас знает, когда и кому что надо. Вот, предположим, муж начнет в храм ходить, а что со мной станет в этот момент? Я может просто скачусь кубарем так, что… Ну, я же получу просимое. И перестану молиться. Поэтому я считаю, что пока во мне значительных изменений не произойдет, может Господь и не допустит мужа к Себе. То есть воспринимаю так, что раз Сергея нет в храме - значит, во мне есть проблемы. Значит, я не меняю себя. Вот так вот мы с переменным успехом и шествуем рядом», - размышляет Евгения.
Рыбачка - жена рыбака. Верх-Исетский пруд, 2020 г.


Охановы уже давно увлекаются рыбалкой. Евгения считает себя не иначе как рыбачкой, женой рыбака. В семье она - помощница мужа, воспринимает и поддерживает все начала Сергея. Так, вместе они трудятся на садовом участке: «Муж у меня такой сельскохозяйственник! Ему очень нравится это дело. Это он ведет. Основная наша еда - это то, что мы сами вырастили, законсервировали, питаемся этим круглый год».

С младенчества в храме, 2012 год

В последние годы в семье Охановых прижилась традиция, принятая из дома отца Евгения - все домашние поднимаются очень рано и с пением и тортом поздравляют именинника с Днем рождения: «Мне хочется этого. Хочется шарики надуть детям, тортик и подарки мужу принести. Раньше, чем они проснутся». Охановы направляют подрастающих детей Настю и Сережу на поиск своих путей развития. Сын увлекается спортом – коi-карате и баскетболом. Дочери мама передала свое вдохновение музыкой.
ДЕТИ И ХРАМ
О плодах духовного воспитания Насти и Сережи, говорить еще рано, считает Евгения. В этой сфере отношений с детьми она в постоянных поисках и сравнивает свое родительство с поведением слепого щенка: «Большинство из нас не получали церковного воспитания. Просто мы то давим, то ослабляем.

Детский хор как возможность познакомить ребенка с церковной жизнью

В последние года три я говорю детям о том, что ходить в храм в воскресные дни - полностью на их ответственности. Сережа пока этого не понимает. Он в храме, потому что там его мама. Хотя я предоставляю ему выбор. Говорю: «Я через палку никого не хочу тащить». От Насти хотелось бы большего внимания на службе. Но как я могу требовать этого, когда у меня самой нет того внимания, которого бы мне хотелось?

Евгения с детьми Настей и Сережей, 2018 г.

Конечно, дочь стоит на службе, но в тоже время ей хочется пообщаться с подружкой. Сейчас Настя поет на клиросе и это совсем качественно другое пребывание в храме. А Сережа каждые пять минут бегает из храма в «туалет». Я в это время занята. Он видит, что без меня служба не может идти и пользуется этим. Как это решить? Вместе мы читаем, разговариваем. Я передаю им свои ощущения и переживания. И, конечно же, молиться о них.

Благодарим Евгению за интересный искренний рассказ и творчество, которое она и ее коллективы дарят всему приходу нашего собора. Многая благая лета, Вам Евгения и вдохновения в служении!

Фото из семейного и приходского архивов

Фотоальбом
Дорогие братья и сестры, в цикле публикаций «Наши люди» мы знакомим вас с нашими сотрудниками и прихожанами. С кем вместе вы молитесь в храме, кто несет различные послушания на благо Церкви, кто может поделиться своей историей и опытом служения.

Елена Ольховская, бухгалтер и сестра милосердия

Анна Свистунова, флорист

Ольга Апансенко, учитель в образовательном центре «Успенский»

Елена Русакова, учитель и сестра милосердия

Татьяна Ананина, сестра милосердия

Григорий Шашкин, координатор Службы помощи нуждающимся

Галина Викторовна Акшенцева, сотрудник церковной лавки и сестра милосердия

Владимир Солдатов, фотограф

Алексей и Александра Вороновы: путь к Богу через боль

Евгений и Анастасия Камшиловы

многодетная семья Максима и Светланы Чепчуговых

Елена Терентьева, доброволец и многодетная мама