Протоиерей Евгений Попиченко: а вы говорите "крайний" или "последний"?

Вы заметили, как у нас в языке искусственным образом появилось слово «край». Когда человек говорил о каких-то вещах, то слово «последний» стал заменять «крайним»? Крайняя встреча, крайнее путешествие. Звучит вообще не по-русски. Но почему это появилось? Потому что современные люди удалились от Бога, больше привязались к этому миру. Их слово «последний» напрягает.

Вдруг я скажу «последняя встреча», и она будет последней? Что-то не так пойдет? Но ведь слово «последний» и предназначено напоминать человеку о его последних днях. «Господи, неужели мне одр сей гробом будет?» - молимся мы каждый вечер. Мы же правда не знаем: проснемся мы завтра или нет. Каждая встреча может быть последней. Последняя поездка, последнее путешествие. И это не должно пугать христианина. Мы не должны суеверно, ну как бы боясь слов, заменять какими-то композициями, которые даже не по-русски звучат. Да всегда по языку можно определить: человек христианин или язычник. Потому что как ты говоришь, так ты и живешь: "от избытка сердца говорят уста". Поэтому не бойтесь слова "последний", не нужно поддаваться мирскому духу, чтобы заменять словом "крайний".

Помните, как в «12 стульях» у одного героя, который делал гробы, была "классификация", как люди переходят. Этот, говорил он, преставился, а этот гикнулся, а этот сыграл в ящик. Такой – Безенчук и Ко. По-разному люди переходят. И очень важно, чтобы мы не просто вывалились, как недоношенные, из чрева, нужно, чтобы наша душа созрела, успела вызреть. Чтобы в ней появилась спелость, зрелость, которые однокоренные со словом успение. Чтобы мы выносили свою душу внутри. И чтобы не просто так она выпала по ту сторону, где встретят ее неизвестно кто и начнут мучить. А чтобы и ее Господь "взял в руцы Свои".

Мы не просто так говорим, мы надеемся на это. Память о своем успении, о своих последних днях человека отрезвляет. Особенно если он к этому как-то прикоснулся. Тяжело переболел, получил диагноз. Это значит, что человек ограничен во времени, ему нужно успеть что-то сделать. Он уже по-другому разговаривает, по-другому ходит. Давид говорит: «Помни последние своя и во век не согрешишь». Память о своих последних днях уберегает человека от лишних грехов.

Дорогие читатели! Вот уже 7 лет я являюсь настоятелем восстанавливаемого Успенского Собора в Екатеринбурге. Ему 180 лет, памятник архитектуры областного значения, построенный в стиле классицизма. Был разрушен в советские годы, и теперь мы всем миром его строим. Буду рад вашим молитвам и поддержке Успенского Собора и проектов Службы Милосердия.

Протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбурге, руководитель Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии