О нашем расслаблении. Проповедь о. Иоакима (Парра)

Схиархимандрит Иоаким (Парр.)

Если Вы когда-либо жили в средиземном климате, то, наверняка, встречали здания с глиняной черепицей на крышах, такие округлые оранжевые черепицы, знаете, одна лежит другой, и Вы легко можете их вынуть, и таким образом открыть всю крышу. Примерно так было и в Евангелии, но не об этом здесь идёт речь. Каждый из нас пребывает в некотором расслаблении (параличе). Вы просто не можете делать то, что Вы хотели бы делать - но Вы просто не можете этого делать…

Тот человек просто лежал на своей постели, но как долго? Некоторые из нас лежат на «постели своей расслабленности» всю свою жизнь. И мы не может даже двинуться дальше её. Даже если мы пытаемся, даже если мы хотим сдвинуться, мы не можем выйти за границы нашей расслабленности. Мы увязли, парализованы. Как много из нас увязли во множестве и дел, и вещей?!

И вот, в сегодняшней евангельской истории мы видим: человек увяз, и не может вырваться из того положения, в котором он находится независимо от того, насколько сильно он пытается это сделать.

Проходит время, и посреди этой расслабленности мы начинаем себя чувствовать вполне комфортно в нашей болезни. Мы смиряемся с тем фактом, что мы не можем пойти куда-либо, и поэтому мы теперь даже и не пытаемся этого сделать. Это случается со всем нами - мы переполняемся сознанием нашей немощи, и год за годом мы пребываем в том же самом состоянии.

Но рано или поздно я должен остановиться! Я должен перестать сплетничать, должен перестать лгать, воровать, обманывать, предавать! Я должен научиться молиться, соблюдать пост, я должен научиться тому, как изменить себя.

Вот что такое расслабленность: мы лежим там, и год за годом исповедуем тот же самый грех. И мы не двигаемся - ничто не меняется в нашей жизни. Мы говорим, что хотим измениться, и добавляем к этому: «Но, увы, я не могу». Но правда состоит в том, я не знаю, чего я хочу, в том, что я и не собираюсь этого делать! Не то, чтобы я и мог - нет! Я осознаю, что я даже и не могу ничего сделать!

Итак, этот человек лежит там, и у него есть четыре друга. И, Вы знаете, когда молодые люди собираются вместе, бывает, что они начинают хвастаться друг перед другом, хотят немного покрасоваться. Мне думается, и здесь есть некий элемент такого их отношения кроме того, что они, несомненно, и верны своему товарищу: «Давайте возьмём его туда, поможем ему исцелиться! Мы слышали много разговоров о том, что Иисус обладает силой - пойдёмте проверим, не сможет ли Он исцелить и нашего друга!» И они приносят его, и, конечно же, там уже нет места, но вместо того, чтобы предаться здравомыслию, и сказать: «Ничего не поделаешь, места уже нет!», они взбираются на крышу, открывают её, скидывают друга на пол, и говорят: «Исцели его!»

Это община! Вы не можете избавиться от Вашей расслабленности, но Ваши браться и сёстры могут взять Вас, понести Вас, и принести Вас ко Господу, положить Вас на пол, и сказать: «Господи, исцели её! Исцели его!» Это то, как бывает в общине: не только лишь Ваша вера, но вера, соединённая с верою всех остальных, она понесёт Вас в Вашей расслабленности, чтобы Вы могли исцелиться. Вы забыли об этом? Мы часто спрашиваем, зачем нам собираться вместе? Мы собираемся вместе именно по этой причине: мы никогда не можем понести себя сами, мы никогда не можем восстать от нашей расслабленности, но вместе мы можем помочь друг другу.

Иногда мы говорим: «Зачем ты так поступаешь?! И почему ты не молишься об этом грехе?! Почему ты не делаешь этого?!» А сами мы почему так не делаем?!... Мы так не делаем, потому что наша вера не достаточно сильна… Знаете что, сегодня вечером мы будем совершать молитву - почему бы Вам не придти и не помолиться вместе с нами? И мы помолимся о том, чтобы Бог помог Вам. Это как в Евангелии, когда те молодые люди взяли того мужчину, и понесли его, когда он был ещё парализован.

Мы все парализованы. Мы все поражены этой болезнью, и все лежим в нашей беспомощности, и не знаем, что нам делать. Но вместо того, чтобы развернуться к Источнику исцеления, мы говорим: «Я не знаю, что мне делать!» Нам надо развернуться к Богу, и сказать: «Боже, только Ты можешь достичь меня, и взять меня, и исцелить меня».

И тогда люди начали говорить меж собой, что они никогда ничего такого не видали, чтобы парализованный смог ходить (Мар. 2:12). Человек, который провёл всю свою жизнь в отчаянии, теперь имеет надежду. Тот, кто был болен, больше не болеет своей душою, и тело его исцелено. Так часто и наши тела болеют из-за болезни нашей души. Этот человек был парализован, но паралич не был его болезнью - болезнь души, вот что было причиной его расслабленности.

Многие из нас парализованы по той причине, что Дух Божий не пребывает в нас, потому что мы не обращаемся к Богу, и не просим Его: «Господи, исцели меня! Дай мне снова силу ходить!» Господь прощает Вас по Вашей вере, и если у Вас не достаёт веры, то община имеет её в достаточном количестве для всех нас. Это то, над чем мы должны работать все вместе. Мы должны и в этот Праздник, и в продолжении всей борьбы в этот Пост, вплоть до Пасхи, поднимать друг друга, нести друг друга, помогать друг другу придти ко Господу.

Когда Вы видите Вашего брата или сестру, лежащих в расслабленности обмирщения, валяющихся в их секуляризме безбожия, где всё находит свои причины вне Бога, пойдите, подымите их, бросьте их пред стопы Господа, и скажите: «Исцели моего брата! Исцели мою сестру! Измени их, потому что они парализованы, и сами не могу ходить!» Мы все парализованы. Принесём же все друг друга ко Господу, и изменим наши жизни!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Проповедь записана на Литургии в неделю о расслабленном в Обители прп. Марии Египетской 27 марта 2016 г. (Соединенные Штаты Америки)

Из открытых источников