Катехизация

Катехизация (от греч. – поучение, наставление) – обучение новоначальных истинам православной веры и церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление, то есть приобщение людей к христианской богоугодной жизни.

Что такое катехизация?

Современный человек отличается от наших далеких благочестивых предков тем, что в его голове не стройное мировоззрение, а набор отрывочных представлений, суеверий, ложных мнений, оккультизма и магизма. Поэтому, когда он приходит в храм пусть даже с самыми хорошими, как он думает, намерениями, он не может приступать к Таинствам, не знает, как правильно каяться или молиться, не понимает смысла происходящего в храме.

Основа правильной христианской жизни – это правильная вера. Вот почему уже в древней Церкви человека, желающего креститься и начать церковную жизнь, сначала научали вере и христианской жизни. Сегодня в храмах также проводится катехизация.

Как оглашали в древней Церкви?

В древней Церкви существовала практика оглашения, то есть преимущественно устного назидания в вере. Оглашение совершалось только над христианином, желающим принять Крещение. Желающий креститься сначала проходил длительный подготовительный этап – оглашение «слушающих», а затем наступал короткий (несколько недель) и интенсивный этап перед Крещением и непосредственно после него. Через этот подготовительный этап проходили все члены Церкви за редким исключением. Вообще, тогда оглашение взрослых было довольно длительным и напряженным процессом, который требовал и от оглашаемых, и от Церкви много сил.

Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к Таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2-е правило I Вселенского Собора, 45-е и 47-е правила Лаодикийского Собора и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46-е правило Лаодикийского Собора, 8-е правило VII Вселенского Собора). Оглашенный мог и должен был при¬сутствовать в церкви до Евхаристии и подчиняться покаянной дисциплине. Ему давали время для принятия решения: хочет ли он действительно войти в христианскую жизнь. То есть это было время проверки оглашаемого. Затем следовал полный прием в христианскую общину чрез Таинство Крещения, то есть оно было заключительным ак¬том введения в христианскую общину.

Катехизация в XXI веке

Сегодня катехизическая работа ведется с крещеными и некрещеными людьми, которые могут относиться как к верующим христианам, так и к ищущим познания Бога. Людям бывает очень трудно входить в христианскую жизнь, даже если они уже усвоили основы веры. Всегда требуется достаточно длительное время, чтобы соотнести все в своей жизни с волей Божьей и изменить в ней то, что нужно изменить: это и привычки, образовавшиеся с детства, и образ мыслей, и образ жизни, и сложившийся стиль общения с людьми. Замечено, если желание креститься взрослого человека, предварительно не наученного вере и жизни христианской, сразу же удовлетворяется, то Таинство Крещения часто остается бесплодным, и человек потом в Церковь так и не входит.

Катехизация традиционно проходит в несколько этапов. Сначала оглашаемые узнают христианскую веру, избавляются от суеверий, ересей и заблуждений. Затем они приобщаются к опыту церковной жизни: учатся молитве, деятельному исполнению заповедей, сознательно и ответственно готовятся к Исповеди и Причастию, учатся посту, чтению духовной литературы, делам милосердия.

В этот период жизни оглашаемые должны принести «плоды, достойные покаяния», то есть отказаться от смертных грехов, научиться бороться с тяжкими и условно простительными грехами, узнать пути стяжания добродетелей. Серьезное покаяние означает, что оглашаемый не только узнает о грехах и соглашается, что «это действительно плохо», но начинает с грехами бороться. Но не с абстрактными «грехами человеческими» вокруг себя или даже «грехами человечества», а со своими личными, причем этическими грехами, т.е. выраженными в поступках и словах, наличие или отсутствие которых можно легко проверить самостоятельно по ветхозаветным заповедям.

Очень важно, чтобы за время оглашения богослужение стало для оглашаемых живой молитвой, живым общением с Богом, а не осталось малопонятным ритуальным действом, которое нужно лишь аскетически «отстаивать», не особо вникая в его смысл. Важно понять, что церковная молитва — это когда мы молимся все вместе об одном и том же, а не каждый о своем.

Во время оглашения люди не только познают Любовь Божью во Христе и «прививаются» через нее к Богу, но и соединяются друг с другом, входят в духовное общение. Они узнают друг в друге и в других членах Церкви братьев и сестер, которых можно и нужно любить и о которых можно заботиться. Таким образом, перед оглашаемым открывается как деятельная общинная жизнь, так и собственная духовно-нравственная жизнь прихода.

При Успенском Соборе Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге работает отдел катехизаторов. С осени 2013 года еженедельно проводятся Огласительные беседы для взрослых, на которых разбираются основы православного вероучения, христианской нравственности и церковной жизни.

Информация по телефону: 2000-246

Адрес: ул. Кирова, 65 (трамвайное кольцо ВИЗа)

Перейти в раздел Огласительные беседы